Название: Во спасение
Пейринг: нет. Стив, Тони, OC.
Жанр:
Рейтинг: PG
Саммари: Мир сильно изменился за последние семьдесят лет. Найти свое место в нем стало непросто.
Комментарии: Тайм-лайн: после событий "Мстителей".
Дисклеймер: Сам, все сам, вот этими самыми руками! Не претендую на вхарактерность, Остапа несло
Он заходит в раздевалку, снимает шлем, расстегивает молнию на костюме, стягивает его привычным автоматическим движением, вешает в шкафчик шлем и плащ, внимательно разглядывает водолазку с прожженным отверстием, кидает ее на пол и направляется в душ. Он выше остальных парней на полголовы, а то и больше, и мускулы у него - как с обложки глянцевого журнала, но в целом, ничего особенного. Особо не важничает. Мало что рассказывает про себя, но работает наравне со всеми, даже, пожалуй, слишком много на себя берет. Не в смысле раздачи лишних указаний. Просто бывают такие парни, которым больше всех надо. Если они сидят в офисе, их называют трудоголиками.
А тут их назовут героями. Или покойниками. Как повезет.
читать дальшеМайку и Эндрю на прошлой неделе не повезло. За них потом выпивали всем отрядом, в новом баре на углу Орчард-стрит, и Стив тоже пил, как-то сосредоточенно, размеренно, не наваливаясь на стол, как все, а откинувшись на спинку. Покачивал стаканом задумчиво, смотрел в виски так внимательно, будто там передавали сводки новостей. Все надрались порядочно, а он, хоть и выпил не меньше остальных, был как стеклышко - Рик точно знает, потому что Стив помогал потом ему добираться домой - запихивал в такси, долго выспрашивал адрес, встряхивая за воротник, потом вытаскивал из машины и вел вверх по лестнице, и пока Рик пытался нащупать, которые из двоящихся перил настоящие, стучал в обшарпанную дверь, помогал войти, укладывал на диван, отказывался от чашки чая - нет, мэм, я пойду, ну что вы, не за что, - и было видно, что ему немного неловко, и пока он стоял спиной к дивану, Рик, лежавший на животе, уткнувшийся в прокуренную диванную подушку, исколотый торчащими кусками набивки, приподнялся и смотрел на него во все глаза, и видел, как Стив ерошил волосы на затылке, пытаясь скрыть смущение. И вот тогда-то он заметил, что у Роджерса на загривке - волоски совсем светлые и короткие. Такой громила, а затылок какой-то трогательный, светлый, выбритый, как у бойскаута, - и Рику почему-то показалось это так смешно, что он расхохотался прямо в диванное пружинное нутро, а потом перегнулся через ручку и проблевался на пол, и дальше уже совсем ничего не помнил.
Утром потом мать пилила, конечно, как одержимая, - мол, опять напился, бездельник. А как было тогда не напиться, если это было в память Майка. С Майком они на первый вызов ездили вместе три года назад: Рик тогда был совсем желторотый, ему все время казалось, что шлем велик, и он проверял ремни каждую секунду, а Майк ржал над ним, как конь, и тащил его за собой в самое пекло, кричал "не дрейфь, брат, ща разберем", и был он ловкий и быстрый, как мангуст. А Эндрю никто толком и узнать не успел, он пришел месяц назад, тихий, какой-то нехорошо молчаливый, с мутными глазами, и командир тогда сразу про него сказал, что парень смерти ищет.
Стив хотел пойти с Эндрю на этот вызов. Командир запретил. Отправил Майка. Черт его знает, как бы оно все было, если бы разрешил.
И все это Рик успел выложить Стиву, пока они тряслись на заднем сидении такси.
- Если бы ты пошел с ним вместо Майка, а, Стив? Ты бы его вытащил? Или не пустил бы на чердак сразу? Тебя бы хватило, чтобы его не пустить, верно? С тобой ведь как за стеной Форт Нокса, верно, парень? А Майк, козлина, мир его праху, сам вперед полез, ах ты ж блять, не могу поверить... - Рика несло спьяну, он все бормотал, бормотал, цепляясь за чужой рукав, и все пытался заглянуть в глаза Стиву, а у того лицо было такое, словно его настиг приступ зубной боли.
А потом был диван, светлые волоски на загривке, ругань матери и похмельное утро.
- Слушай, Стив, - говорит Рик следующим вечером, когда они встречаются в гараже. - Я хотел извиниться.
- Ничего, - отзывается тот, вытирая руки серой тряпкой. - Бывает.
И они расходятся по своим делам.
---
- Ну как, Кэп? Сколько кошек спасено сегодня?
Стив заваривает чай, прижимая мобильный плечом - непривычное движение, телефон совсем не чувствуется, все время кажется, что выскользнет в любой момент на кафель. Но гарнитура ему нравится еще меньше: необъяснимое, иррациональное чувство.
- Две, - отзывается он миролюбиво. - И хомяк.
- Хомяк? Снят с дерева?
- Нет. Застрял в трубе. Пришлось разрезать.
- Доблестный спаситель хомяков на страже спокойствия граждан Америки.
- Что-то типа того.
В трубке фыркают. Он играет не по правилам. Он должен был парировать, отшутиться, закатить глаза, потребовать прекратить, а он просто пожимает плечами, рискуя выронить невесомый мобильный, и наблюдает, как над отколотым носиком чайника вьется ароматный пар.
- Не жалеешь? - спрашивают в трубке.
- Не жалею, - говорит Стив, и тут телефон выскальзывает.
---
Через неделю после того, как он открыл глаза и обнаружил, что за окном - двадцать первый век, он вошел в приемную министра и провел там два часа. Миловидная секретарша с чересчур откровенным вырезом строила ему глазки все это время, потом пригласила пройти, и министр долго жал ему руку, широко улыбался, кивал на все вопросы, приглашал сыграть в гольф, съездить на конгресс с небольшим выступлением - спецэффектами займутся профессионалы, а если нужны дублеры, то их найти не проблема, - заверял, что, конечно, они поднимут архивы и выяснят, почему свернули тот проект, как говорите, он назывался?.. А пока мистеру Роджерсу лучше всего написать заявление и оставить его в приемной, министр приложит все усилия и сделает все возможное. Приходите через неделю, конечно.
Стив дисциплинированно написал какое-то дикое заявление о принятии в действующую армию, явился через неделю и снова прождал пару часов. Ему снова предлагали сигару и гольф, заверяли, что, конечно, заявление рассматривается, просто это все не так просто, вы же понимаете, бюрократический аппарат, Сенат, руки у нас связаны, бюджет выбивать не так просто.. заходите позже, конечно.
Стив приходил еще два раза, пока министр, отчаявшись, не усадил его в мягкое кресло, и не высказался более определенно.
- Со времен второй мировой мир изменился, мистер Роджерс, - говорил он с нажимом. - Сейчас гонка вооружений идет на таком уровне, который тогда и представить себе было нельзя. Сегодня армия - это не авианосцы, истребители, пехота и артиллерия. Это все ширма для налогоплательщиков. Сегодня самые разрушительные силы приводятся в действие нажатием на пару кнопок.
- Войны выигрывают солдаты, сэр, - возразил Стив.
- Войны выигрывают политики, мистер, - с какой-то жалостью взглянул на него министр. - Их выигрывают ученые, разработавшие новое оружие. Дипломаты, орудующие в коридорах международных организаций. Давайте начистоту, раз намеков вы не понимаете. Никто не позволит вам бегать по полю боя в сине-бело-красном трико. Представляете себе, каким посмешищем мы будем выглядеть в Ираке, Афганистане, Сирии, в конце концов? Вас пристрелят в первую же минуту, а потом наши ребята собьются с ног, пытаясь заблокировать на ютьюбе все видео, где вам показательно отрезают голову. Вы понятия не имеете, с кем мы сейчас имеем дело. Заберите свое заявление, все равно мы замнем его. Напишите прошение о пенсии по выслуге лет, напирайте на боевые заслуги. Отдыхайте, наслаждайтесь новыми возможностями. Попутешествуйте, в конце концов. Что вы видели, кроме войны?
- Я видел достаточно, сэр, - сухо ответил Стив, вставая из кресла.
- Ну, как знаете, - дружелюбно улыбнулся министр, провожая его к двери. - Возвращайтесь, если передумаете насчет конгресса. У нас уже есть для вас готовый номер.
---
- Мне нет места в этом времени, - говорил Стив, положив локти на барную стойку. - Это какое-то безумие.
- Да брось. Не может быть, чтобы для тебя не нашлось дела по душе, - Старк вытащил пробку из бутылки, поднес ее к носу, оценивающе вдохнул аромат, хмыкнул, налил вино в два бокала. - Это же Америка, Кэп, страна великих возможностей. Что ты умеешь, кроме своего звездно-полосатого дискобола? Чем ты занимался до того, как пойти на фронт?
- Рисовал. Но этого мало, понимаешь? На планете достаточно прекрасных художников и без меня. Эрскин отдал свою жизнь ради этого эксперимента. Я семьдесят лет провалялся в коме, а потом меня вернули к жизни. И все это должно закончиться тем, что я буду рисовать карикатуры для воскресной колонки в "Нью-Йорк Таймс"? Это абсурд какой-то. Я могу больше. Я солдат. Я могу спасать жизни, защищать свою страну. А вместо этого мне предлагают выступать с дублерами и спецэффектами. Дежа вю, ей-Богу. Что вообще такое "Колесо смерти"?
- Покажу тебе как-нибудь видео, тебе понравится. Пробуй вино. То есть не пробуй, ты наверняка в нем все равно разбираешься хуже гориллы, просто поверь мне, что оно великолепно, и пей. Спасать жизни - это странное желание для солдата. Солдаты отнимают жизни, Кэп.
- Понимаешь... вино правда отличное, с чего ты решил, что я не пойму? Вкусовые рецепторы у меня в норме. Мы как, без тоста?
- Если ты без этого никак, давай тост. Валяй, Кэп. Какой-нибудь прочувственный, патриотический.
- Умеешь ты создать настроение, так что вообще ничего в голову не приходит.
- Стой, у меня есть тост. Давай за то, чтобы кое-кто, наконец, смог напиться.
- Старк, у меня слов нет.
- Я совершенно искренне, между прочим.
- Не сомневаюсь, ты всегда глумишься совершенно искренне. Понимаешь, раньше было.. по-другому. Раньше я понимал, зачем иду в армию. Все было предельно просто. Мы спасали мир от фашистской агрессии. Мы защищали Европу. Защищали наших женщин и детей. А сейчас, как он сказал... передел ресурсов? Я не хочу быть пешкой в чужой политической игре. Мне печально видеть, как все то, что я защищал, - равенство, демократию, права и свободу, - превращают в фарс, разрывают на лозунги "для поднятия рейтингов". Мне действительно нет места в этой армии.
"И, наверное, в этом мире," - договаривает он мысленно, а Тони смотрит на него странно, будто бы снисходительно и уважительно одновременно. Наверное, с таким видом он мог рассматривать в детстве скелеты вымерших ящеров - реликты далекого прошлого, неизвестно каким чудом сохранившиеся до наших дней. А может, их он осматривал с бОльшим восторгом...
- Фьюри из плаща выпрыгнет, чтобы заполучить тебя в Щ.И.Т., - говорит он.
- Помимо того, что я не доверяю Фьюри, я не тайный агент. Мне нужно некоторое время, чтобы освоить современную технику, а в Щ.И.Т.е это вопрос жизни и смерти, сам знаешь. Я могу планировать и проводить боевые операции, выжидать в засаде, вести партизанские отряды. Но годами работать под прикрытием во вражеской организации, выслеживать, собирать информацию по крупицам, тайно ведя объект - это не для меня. Тем более, мне не нравится перспектива незаметно убирать тех, кто мешает Фьюри.
- Но если директор вызовет в случае экстренной необходимости...
- ...я присоединюсь к операции. При угрозе национальной или мировой безопасности я сделаю все, от меня зависящее, чтобы быть полезным. Но я надеюсь, что такая угроза не будет нависать над нами каждую неделю. А приносить пользу стране хочется чаще, чем раз в пару лет, а то и десятилетий..
- Знаешь что, Кэп, - глубокомысленно говорит Старк, доливая в бокалы. - Тебе нужно идти в спасатели.
- Куда? - переспрашивает Стив недоуменно.
- Ты не застал их еще, наверное. Городская служба спасения, единый номер 9-1-1. Снимают кошек с деревьев.
Стиву кажется, что тост Тони имел какую-то волшебную силу, и он все-таки опьянел.
- Что? - спрашивает он слегка ошалело. - Каких кошек?
- Ну, не только кошек, понятное дело. В основном людей спасают. Такие здоровые деловые ребята, полиция, пожарные и медики. Курс подготовки тебе после фронта вряд ли покажется сложным.
- Хм, - говорит Стив, и долго смотрит в окно, но никакого подвоха в предложенном варианте обнаружить не получается. - Стоит попробовать, - осторожно говорит он, наконец.
И Старк салютует ему бокалом.
---
Через месяц он набирает номер Тони, и говорит "Привет. Хотел сказать спасибо." И Тони нетерпеливо отвечает, что если это все, ради чего Роджерс оторвал его от работы, то нечего тратить время попусту. Ему, Тони, не жалко поделиться гениальной идеей. К тому же, спасенные кошки его не забудут.
Стив некоторое время слушает короткие гудки, потом аккуратно кладет трубку на рычаг, выходит из закутка рядом с кухней и возвращается за столик, где грубоватые, веселые ребята обсуждают шансы очередной бейсбольной команды, чье название ему ничего не говорит, на выход в Лигу Чемпионов.
---
У него крохотная квартирка в Бруклине. Оттуда до участка добираться чуть ли не час, но почему-то он не хочет снять ничего поближе. Он часто кажется задумчивым, а временами - даже немного потерянным, не понимает самых очевидных шуток - например, переспросил как-то, кто такой "этот Дарт Вейдер". Рику все время любопытно, чем он занимался раньше, где жил, где его семья. Но на вопросы Стив отвечает неохотно, как-то одновременно мягко и уклончиво, так что ребята быстро оставили его в покое.
Стив отлично выглядит на фотографиях, поэтому его вечно снимают для всяких роликов и статей. Но Рику кажется, что взгляд Роджерса обращен куда-то внутрь, что он дремлет наяву, и это провоцирует невероятное желание помахать у него перед носом рукой. Рик долго думает, почему Стив вызывает у него такое жутковатое ощущение, и на что это похоже. Потом придумывает сравнение - парень кажется живым, только когда они едут на вызов, когда он выламывает дверь горящего дома, ныряет в едкий дым и пламя, выносит кого-то очередного, рыдающего или бессознательного - тогда он сосредоточен, стремителен, невероятно ловок и отчаян, и лицо у него, каким бы грязным и закопченным оно ни было, выглядит одухотворенным. А потом они возвращаются на базу, и Стив снова выглядит немного потерянным, сонным громилой. И Рику кажется, словно Стив - вовсе не человек, а просто робот, машина, универсальный киборг, запрограммированный только для одного действия - рисковать, спасать, выбирать лучший алгоритм спасения, - функция спасения как она есть. Именно поэтому его так любят пихать на обложки и брать у него интервью на фоне потушенных развалин - от него просто за милю несет надежностью, уверенностью, самоотверженностью. А потом, когда задача выполнена, киборг переходит в режим экономии энергии, только и всего.
И хотя командир, которому Рик вдохновленно рассказал про свою теорию, посоветовал завязывать с выпивкой, версия все равно была красивая.
Конечно, Рик как-то раз убеждается, что взгляд Стива может стать оживленным не только на вызове. Из коридора кричат "Роджерс, к тебе там пришли," и он, встрепенувшись, поднимается на ноги. Рик высовывается из окна по пояс, рискуя вывалиться, и видит, как Стив спускается по лестнице к темноволосому пижону в сером костюме и белых кроссовках, начиная говорить еще за пару шагов до него, и лицо у Роджерса - абсолютно живое, настоящее, человеческое, и он улыбается, и хотя не слышно, о чем они спорят, идя к тачке - а тачка у мужика потрясная, - Патрик точно знает, что сейчас Стив какой-то... настоящий, каким они его видят очень редко, если вообще видят.
Впрочем, дальше он посмотреть не успевает, потому что его зовет командир. Он отходит от окна, слышит визг тормозов и надеется, что Роджерс еще некоторое время проведет в компании этого странного пижона, рядом с которым он начинает улыбаться.