Читаю "Две Жизни" К.А. Антаровой. Пока первый том.
Эпизод с Иллофиллионом, Лизой и ее тетей поверг в задумчивость.
Испытываю нечто схожее с чувствами Лёвушки - какие они все мудрые, чуткие, сдержанные, добрые! И какое я
Есенин!.. Как научиться быть таким же?..
---
1. "
Не стоит нам о них говорить. Нам с тобой, перенесшим немало скорби в жизни, надо очень думать о каждом слове, которое мы говорим.
Нет таких слов, которые может безнаказанно выбрасывать в мир человек. Вся жизнь - вечное движение...Вся жизнь - вечное движение, и это движение творят мысли человека. Слово - не простое сочетание букв. Оно всегда передает действие силы в человеке. Даже если он не знает ничего о тех силах, что носит в себе, и не думает, какие вулканы страстей и зла можно соткать и пробудить неосторожно брошенным словом, - даже и тогда нет безнаказанно выброшенных в мир слов. Берегись пересудов не только в словах, но даже в мыслях старайся всегда найти оправдание людям и пролить им мир, хотя бы на одну ту минуту, когда ты встретил их."2. "Не смотрите с таким ужасом и ненавистью на вашу тетку.
Не думайте, что высшее благородство человека заключается в отгораживании себя от тех, кого мы считаем злыми или своими врагами. Врага надо победить, но...Врага надо победить, но побеждают не пассивным отодвиганием от него, а активной борьбой, героическим напряжением чувств и мыслей. [...]
Не судите тетку, как это сделал бы судья. А подумайте о скрытых в вас самих страстях. Вспомните, как часто вы горели ненавистью к ней и к ее сынишке, хотя он-то уж никак не повинен ни в вашем горе, ни в ваших отношениях с тетушкой. Проверьте, сколько раз вы платили тетке за ее грубость еще большей грубостью, как постоянно искали случая ее публично осрамить, мысленно "сажая ее на место". [...]
Молодость чутка. Представить себе весь сложный ход вещей жизни, всю силу страстей человека, которому они на каждом шагу расставляют капканы, - вы еще не можете. Но понять, что сила человека не в его злобе, а в его доброте, в том благородстве, которое он прольет из себя в день и свяжет им с собою людей, - это вы можете, потому что сердце ваше чисто и широко. [...]
Не думайте о прошлом, живите это "сейчас" всей полнотой ваших лучших чувств, и вы создадите себе и близким прекрасную жизнь. Ваше "завтра" будет засорено остатками желчи и горечи, которые вы вплетете в него, если сегодня не найдете сил раскрыть сердце в полной цельной любви, в полной чести без компромиссов. [...]
Вы так привыкли всегда иметь живой предлог, чтобы жаловаться на свое несчастье, что создали себе привычку, вместо того, чтобы следить за собой, следить за теткой, выискивая в ней причины всех своих несчастий. И не замечали, что не одна она, а и вы сами, Лиза, были мучительницей и матери, и отцу, и тетке... и самой себе."---
Второй пункт про "отгораживание" - это очень созвучно моим мыслям. Созвучно этому "Зачем вы с ним тогда общаетесь?.." Как найти грань между отгораживанием, трусливым побегом от трудностей, нежеланием слышать другого человека, ленью, попыткой сохранить собственный комфорт - и между комплексом вины, превращением в объект для слива негатива и перекладывания ответственности?.. Мне не нужна теория, мне нужно это про-чув-ство-вать...
Я не смогу преподавать, пока не пойму этого. Б. оптимистично высказался, что от желания "спасать утопающих" я не избавлюсь, можно и не стараться - это "профессиональная болезнь учителей". Но как мне хочется не просто причитать и взваливать на себя - от этого я уже отучился, пройдя через агрессию, защиту собственных границ и эгоизм, - а давать шанс, помогать человеку идти своим путем, просто показав ему направление, поддержав в нужный момент.
Я зачарован тем, как Иллофиллион со строгостью и теплотой говорил с тёткой. И как он предоставил ей шанс создавать свою жизнь своими же руками.
Да, я хочу так же.